Переехав в другую страну, многих из нас интересует вопрос получения водительских прав. Также очень часто встречается вопрос, касающийся действия прав, полученных дома на территории всего бывшего Советского Союз. Так как в современном мире человек все больше и больше предпочитает пользоваться своим транспортным средством, этот вопрос является актуальным. Несмотря на призывы различных организаций защиты окружающей среды ездить коллективно, количество желающих опуститься на мягкое сиденье своего автомобиля и проделать путь в том или ином направлении быстро и фактически ни от кого не завися растет день ото дня. Поэтому мы постараемся указать почти все практические нюансы, связанные с процессом получения водительских прав.

Для начала стоит обратиться к тем, кто уже имеет права, полученные, скажем, в странах СНГ. Они действуют на территории Швеции, но только на протяжении года со дня въезда в страну. Тот факт, что вы въехали в страну, запечатлеется в вашем паспорте. Дорожной полиции, поэтому, ничего не стоит определить, являетесь ли вы нарушителем закона или нет, проверив ваши документы. Эти права нельзя здесь перезаверить и через год они становятся недействительными на территории Швеции. Из этого следует, что вам придется проходить все необходимые этапы заново, дабы получить документ для легального вождения автомобиля. В Швеции на водительские права могут сдавать все, кто зарегистрирован в этой стране (не менее 185 дней). Под регистрацией понимается наличие персонального номера, который получает каждый при наличии постоянного вида на жительство или же получивший визу на временное пребывание (минимум 1 год).

Если вы имеете права, выданные любой другой страной из Европейского сообщества или некоторых других стран, то данные права действительны на всей территории ЕС, куда входит и Швеция.

Для начала информация к сведению: Категории водительских прав соответствуют международным обозначениям.

А. Все типы мотоциклов
В. Легковые машины и легкие грузовики (до 3,5 тонн) с легкими прицепами
С. Грузовики больше 3,5 тонн с легкими прицепами
D. Автобус
Е. С прицепами, независимо от веса и количества
Путь к получению прав:

Разрешение на вождение и тест зрения (Körkortstillstånd):

Возраст от 18 лет и выше, чтобы сдать экзамен в Vägverket, 16 лет – чтобы начать водить машину с инструктором.

Важно помнить, что для процесса прохождения теоретической и практической части курса по вождению необходимо иметь разрешение на вождение (Körkortstillstånd).

Разрешение на вождение – это удостоверение того, что вы по состоянию здоровья можете водить машину. Länsstyrelsen (правление округом) должно заверить данное разрешение (адрес конкретно вашего länsstyrelse есть в телефонном каталоге). На разрешение для вождения машины надо подавать самостоятельно, прежде чем начинаешь сдавать на права и садишься за руль машины.  Анкеты можно скачивать напрямую из Интернета, а также взять в любой школе по вождению, полиции или коммунальном правлении. Стоимость такого разрешения составляет 220 крон и оно действительно  4 года с момента получения. Не забудьте также поместить сзади на вашу машину знак ученика – зеленую табличку «Övningsköring» (продается на бензоколонках), показывающую, что вы тренируетесь водить. Если вы тренируетесь с частным инструктором (не в школе вождения), то ваш инструктор обязан получить разрешение на право обучать вождению. Это разрешение можно получить бесплатно, заполнив  и отослав в ваше länsstyrelse (правление округом) эту анкету.

Если вы сдаете на права по вождению легкового автомобиля или мотоцикла (категории А, А1, В, ВЕ), а также на права для вождения трактора, то процесс облегчается, ибо вам не нужно проходить медосмотр и получать заключения врачей о вашем здоровье. В этом случае состояние вашего здоровья вы констатируете сами на свою совесть и ответственность. При сдаче на вождение легкового автомобиля вы посылаете самостоятельно заполненную декларацию о вашем здоровье в länsstyrelsen вместе с заверенным результатом теста на зрение. Тест на зрение (который стоит 50-150 крон) заверяется имеющим на это полномочия лицом. Это могут быть врач-оптик (например, в магазине оптики), учитель по вождению или секретарь в школе вождения. Последние обычно имеют право подписать такой документ, но лучше всего заранее позвонить в школу и уточнить этот момент. Данный медицинский документ действует только в течение 2 месяцев.

Получение разрешения на вождение занимает обычно от одной до двух недель. В весенне-летний сезон это может занять немного больше времени (где-то до месяца).

Теория:

Теорию, равно как и практическую часть можно изучать самостоятельно. Существует большое количество материала для тех, кто хочет обучаться самостоятельно:

-Körkortets ABC, Bokförlaget Natur och Kultur / LTs förlag
-Förarutbildning, Liber AB
-Körkortsboken, Sveriges Trafikskolors Riksförbund (STR), этот учебник переведен на английский, арабский, финский, сербохорватский, испанский и турецкий.
-Körkortsboken med enklare ord, Sveriges Trafikskolors Riksförbund (STR)
-Du och jag i trafiken, TRU trafikläromedel AB

Также существует различные компьютерные программы, позволяющие пройти теоретический курс вождения или тренироваться отвечать на экзаменационные вопросы, например Bonnier Trafikskola 4.0,  Körkortstest 2 и RoadQuiz.

Даже, если практическую часть вы выполняете самостоятельно, вы можете пройти теоретический курс в школе, который стоит 500-2400 крон (средняя стоимость: 1200 крон).

Механизм действия такой же, как и в России, в случае прохождения только одного теоретического курса в школе. В большинстве школ обучение производится в группах, но частное обучение также организовывается. Можно также не ходить на лекции, а осваивать теорию самостоятельно по учебнику, а в школе тренироваться на вопросах в папках или на компьютере.

Возможно также обучение на расстоянии. В этом случае, можно находится дома и выполнять упражнения сообразно со своим личным темпом. TRU (Trafikläromedel) создал обучение на расстоянии через Интернет. Тут можно заниматься либо полностью самостоятельно, либо под руководством школы по вождению. Информацию о такого рода обучении можно получить по тел: 0481-28965 или зайдя по адресам http://www.korkort.com/ и  http://www.vv.se/.

На лекциях по теории обычно занимаются одновременно 10-12 человек. Всего 8 уроков. Кörkortsboken - книга, которая указана выше в списке литературы, предоставляется вам для изучения ее от корки до корки. Ее практически нужно выучить наизусть, потому что экзаменационные вопросы по теории фактически полностью основаны на ней. На уроках, как ни странно, много времени уделяется статистике дорожно-транспортных происшествий, а также поведенческой психологии лосей и прочих животных, встречающихся на территории Швеции.
Во многих школах сейчас существуют компьютеры, где можно тренироваться по экзаменационным вопросам. Стоит записывать все хитрые вопросы, которые вам встречаются в процессе обучения. В этих компьютерных программах бывают вопросы, которые не обсуждаются ни на лекциях, ни в литературе по курсу. (см. Вопросы и ответы для сдачи экзаменов на водительские права в Швеции)

Если вы занимаетесь самостоятельно, то сами звоните в Vägverket и заказываете время теоретического экзамена. Те, кто занимается в школе, могут заказать время через школу. Время ожидания как теоретического, так и практического экзамена зависит от региона, в котором вы живете, и времени года, но обычно это занимает несколько недель. Сдача теоретической части стоит 180 крон при первой попытке. Если же вас постигла неудача на экзамене, то следующая попытка вам обойдется еще в 180 крон, которые выплачиваются, прежде чем определяется время следующего экзамена. Теоретический экзамен проходит на компьютере в компьютерном зале Vägverket'a и результат виден через несколько секунд после окончания экзамена.

Если вы знаете шведский и английский примерно одинаково, то лучше сдавать на шведском. Таким образом, также можно освоить все тонкости логики шведского языка. К тому же, та литература, которая содержит все основные нюансы теории, издается только на шведском. Теоретический экзамен можно сдавать на другом языке. Для этого необходимо предоставить доказательство того, что вы не владеете шведским. Компьютерная система поддерживает основные языки (но не русский). Однако, если ваш язык отсутствует в системе, то вам придется прибегнуть к помощи переводчика. Хотя, в этом случае, существует риск, что интерпретация вопросов будет отличаться от действительности. Также ждать момента сдачи экзамена придется намного дольше.

Экзамен занимает 45 минут. Дислектики получают больше времени для прохождения теоретического теста. Необходимо ответить в течении 50 минут на 70 вопросов, среди которых есть пять вопросов, ответы на которые не влияют на результат экзамена, так как они добавлены для "обкатывания" их для будущих экзаменов. Эти пять вопросов никак не обозначены на экзамене. К каждому вопросу предлагается несколько альтернативных ответов, из которых надо выбрать один правильный. За каждый правильный ответ вы получаете очко. Для прохождения теста необходимо набрать минимум 52 очка из 65 возможных. После теста у вас есть возможность просмотреть с какими вопросами вы не справились.

Если вы не справляетесь с экзаменом с первого раза, то необходимо ждать 14 дней, прежде чем вам предoставится вторая попытка. Чтобы перейти к практическому экзамену, вам необходимо сдать теоретическую часть.

Практическая часть:

Вы можете начать тренироваться водить машину после исполнения 16 лет. Для этого вам нужно иметь своего инструктора от школы, либо же любого другого человека, получившего от Länsstyrelsen документ, удостоверяющий эти полномочия.

Инструктором может быть человек, которому исполнилось 24 года и он имеет водительские права как минимум пять лет. Его права должны быть выданы страной, входящей в Европейское сообщество. Инструктором одного ученика также может быть несколько человек. Так или иначе, инструктор обязан обучить практикующегося согласно с тем планом обучения, который установлен в Vägverket.

Инструктор школы вождения зачастую кровно заинтересован в том, чтобы вы сдали экзамен, поскольку это повышает уровень аккредитации школы. Поэтому, если он видит, что у вас что-то не клеится, то он сам решит о количестве уроков, которые вам еще необходимы. Так что ваш инструктор может вам спокойно накинуть еще 5-7 уроков сверх уже договоренного.

В процессе обучения вождению нужно освоить пять основных моментов, ибо большинство из них войдет в экзамен: маневрирование автомобилем, основная техника вождения в стандартных дорожных ситуациях, вождение по городу, вождение по пригородным участкам и трассам, а также вождение по скользкой поверхности ("пройти halkbana").

Если какой-то маневр не удался, то его повторяют по несколько раз на следующих занятиях. В этом случае полезно брать сдвоенный урок. Также очень способствует навыкам вождения, если вы присутствуете при тренировках других учеников. Также рекомендуется заранее ознакомиться с улицами города, по которому будете водить и где будете сдавать экзамен. Где сколько полос, куда поворачивать - является очень полезной информацией. Во время тренировок и экзамена, инструктор придает много внимания тому, куда (в какие зеркала) и в каком порядке вы смотрите, на правильной передачи ли едете и т.д.

Прохождение halkbana лучше всего отложить до заключительного этапа практического обучения незадолго до экзамена и вашему кошельку это обойдется в 800-1600 крон. Место и время обучения этому курсу можете заказать в вашей школе, либо самостоятельно в самой halkbana в районе вашего проживания. В Стокгольме halkbana проходится на "Gillinge halkbana" и на их сайте можно почитать об этом курсе подробнее. Успешное прохождение четырехчасового теоретического и практического курса в "halkbana" является обязательным условием для допущения к практическому экзамену в Vägverket.

Прием экзамена по вождению осуществляет инструктор из Vägverket. Вы также можете пригласить инструктора из своей школы присутствовать на экзамене, однако Vägverket может вам в этом отказать.

Практическая часть сдается только после успешной сдачи теоретического экзамена. В один и то же день сдача обоих экзаменов невозможна, поскольку все должно пройти регистрацию в Vägverket, что примерно занимает 5-14 дней. В некоторых случаях промежуток между «теорией» и «практикой» может быть больше, ибо Vägverket зачастую в силах предоставить только одного инструктора-специалиста для ведения экзамена.

Практическая часть экзамена стоит 645 крон. Если вы не приходите или не сдаете экзамен, то вам придется платить 645 крон за дополнительную попытку и так далее. Экзамен занимает от 40 до 60 минут. Инструктор из Vägverket решает, что будет входить в сдачу практической части. Возможно, что будут включены все нюансы техники вождения.

Транспортное средство, которое используется на экзамене должно иметь дополнительные педали для инструктора и еще одно зеркало заднего вида. Для прохождения практического экзамена можно заказать уже знакомую вам машину из школы (цена определяется школой) или заказать машину в Vägverket (около 300 крон).
Когда практическая часть сдана, вы получаете документ, удостоверяющий этот факт. Этот документ совместно с ID-kort или паспортом действуют как права в Швеции на протяжении года. Спустя неделю после теоретического экзамена вы получите анкету из организации по выдачи прав (körkortsmyndighet). Анкеты отсылаются обратно после заполнения с приложенной к ним фотографией.

Спустя 2-3 недели после отсылки анкет, вы получаете ваши настоящие права. Права имеют испытательный срок в течении двух лет. Это значит, что при нарушении вами правил дорожного движения, права у вас изымаются. В этом случае вам необходимо сдавать как теоретическую, так и практическую части снова. Если же вы водите без нарушений весь испытательный срок, то ваши права становятся постоянными.

Однако, вероятность того, что вас остановит полиция в Швеции, не велика. Служба дорожной безопасности чаще всего стоит на дорогах с дозволенной скоростью в 90 км/час, на том участке, где ограничение до 70 км/час. Либо же можно иметь возможность лицезреть полицию на трассах, типа Е4, прячущуюся в "закутках"

Вы обновляете права каждые десять лет (разумеется, без пересдачи экзаменов). Об этом вы получаете уведомление. Если вы изменяете имя, то вам также придется проделать эту процедуру. Обновление прав стоит 120 крон (на июнь 2003).

А в завершение просто сделаем резюме того основного, что было указано в этой статье:

Сколько времени необходимо, чтобы сдать на права:

Примерно 8 месяцев. Если вы уже спокойно водите машину, то это может занять максимум  2-3 месяца. Однако были случаи, когда человеку приходилось сдавать на права в течение 14 месяцев, а то и больше.

Полная стоимость за все курсы:

Стоимость, которую платит каждый, не зависимо ни от чего:
тест на зрение - 50-150 крон.
разрешение на вождение - 220 крон.
Теория (экзамен) - 180 крон.
Практика (экзамен) - 645.
Изготовление пластиковых прав - 120.
Курс и сдача вождения по скользкой поверхности - 800-1600 крон
Если вы берете напрокат машину для тренировок, или устанавливаете дополнительные зеркала заднего вида, то это также прибавит стоимость всего этого удовольствия сдать на права. Взять машину напрокат стоит от 300 до 1000 крон. Книги, диски с теоретическим курсом также будут вам стоить.
Таким образом из вышеперечисленного следует, что, если вы все выполняете самостоятельно, то вам путь к получению прав обойдется в 3000 крон.

Если же вы все-таки проходите все в школе, то возможны следующие расценки (они приблизительно. одинаковые): например, в школе города Линчёпинга: вождение - 40 уроков - обойдется где-то 320-350 крон за урок. Каждый урок  40 минут. 800 крон за подготовку к теоретическому экзамену, 300 крон за учебник. Экзамен по вождению на скользкой поверхности - 1000 крон. Итого получается 15800 крон. В Стокгольме расценки несколько выше. Вот такие дорогие права в Швеции.

Многие советуют, поэтому, ехать для начала в Россию и научиться хотя бы азам вождения там. Это поможет сэкономить до 5000-10000 крон.

Автор: Олиана Лионовская
Помощь в написании статьи: Solik, Vadim Engelson, Dery Masons
информация с сайта:http://www.sweden4rus.nu/rus/info/avto/prava.asp